Письмо Рособрнадзора №04-303 от 21.09.2023г

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 году.

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 году

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Итоговое сочинение (изложение) - условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.

Для проведения итогового сочинения предусмотрены следующие сроки: первые среды декабря и февраля, а также первая рабочая среда мая. Пересдача сочинения (изложения) выпускниками текущего года возможна в дополнительные сроки.

Сочинение (изложения) оценивается в системе «зачет»/«незачет» по следующим критериям:

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала
  3. Композиция и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность.

Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения (изложения)– 350.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (6 декабря) последнего года обучения (основная дата проведения итогового сочинения (изложения).

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).


К написанию итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году в дополнительные даты (в первую среду февраля и вторую среду апреля) допускаются:

а) обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачёт»);

б) обучающиеся и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, перечисленных в подпункте 4.3.15 настоящих Методических рекомендаций;

 Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

в) участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

г) участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные даты, установленные Порядком.

С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении). По решению ОИВ ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на информационном портале topic.rustest.ru.
  •  

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

  1. Зачем нужно сдавать итоговое сочинение (изложение) и обязательно ли его сдавать?

Итоговое сочинение (изложение) является обязательной процедурой допуска к ГИА.

  1. Когда я должен сдавать итоговое сочинение (изложение)?

Итоговое сочинение (изложение) проводится 6 декабря 2023 года. Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения)  .
 
  1. Необходимо ли подавать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) если да, то куда и когда?

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подавать заявление. Заявления подаются не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в своей школе лично или родителями на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами по доверенности.
Выпускники прошлых лет, участники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. Выпускники прошлых лет обязаны предоставить оригиналы документов об образовании, участники с ограниченными возможностями здоровья обязаны представить заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности. Чтобы узнать перечень мест регистрации, необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ.

  1. Где я буду сдавать итоговое сочинение (изложение)?

Писать итоговое сочинение (изложение) обучающиеся будут в своих школах. Выпускники прошлых лет и участники с ограниченными возможностями здоровья будут писать итоговое сочинение (изложение) в местах сдачи, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. При регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) выпускникам прошлых лет и участникам с ограниченными возможностями здоровья будет выдано уведомление с указанием адреса места сдачи итогового сочинения.

  1. Где я могу узнать темы сочинений (тексты изложений)?

За 15 минут до проведения итогового сочинения (изложения) темы (тексты) сообщаются участникам в пункте сдачи итогового сочинения (изложения).

  1. Что я должен взять с собой на сдачу итогового сочинения (изложения)?

Участнику необходимо взять с собой на экзамен:

  • черную гелевую ручку;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • при необходимости лекарства и питание;
Орфографический словарь будет выдан членами школьной комиссии по проведению итогового сочинения (для написания изложения выдается также толковый словарь).
 
  1. Сколько по времени длится итоговое сочинение (изложение)?

Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

 
  1. Что запрещается во время проведения итогового сочинения?

Во время проведения экзамена нельзя иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения)

  1. На чем мне писать итоговое сочинение (изложение)?

Участники выполняют сочинение (изложение) на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

  1. Где мне узнать мои результаты итогового сочинения (изложения)?

С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в местах сдачи итогового сочинения (изложения).

  1. Будет ли возможность пересдать итоговое сочинение (изложение)?

Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) Одна из пересдач итогового сочинения пройдет 2 февраля 2024 года. Те, кому не хватило и этой попытки, смогут проверить свои силы еще раз 4 мая.  .
 
  1. Будут ли учтены мои результаты итогового сочинения при сдаче ЕГЭ?

Нет, результаты итогового сочинения не будут учтены при сдаче ЕГЭ.

  1. Будет ли учитывать ВУЗ мои результаты итогового сочинения (изложения)

 Результаты итогового сочинения (изложения) учитываются по усмотрению вуза. Порядок учета результатов, полученных абитуриентом за итоговое сочинение, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно. В случае учета результатов сочинения, абитуриенту, к имеющимся баллам ЕГЭ может быть прибавлено до 10-ти баллов. По этой причине необходимо предварительно ознакомиться с правилами приема в вуз.

  1. Нужно ли относить мои бланки сочинений (изложений) в ВУЗ?

Нет, не нужно, бланки будут доступны ВУЗу к просмотру через специально-разработанные информационные ресурсы. Однако при приеме в вузы в заявлении необходимо указать предоставление итогового сочинения, как результата индивидуального достижения.

  1. Где дети пишут сочинение? Куда распределяют выпускников прошлых лет?

Выпускники текущего года пишут итоговое сочинение в образовательных организациях, в которых выпускники осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Выпускники прошлых лет – в местах, определенных региональными органами управления образованием.

  1. Я выпускник прошлых лет. Где я могу зарегистрироваться на сочинение и когда это надо сделать?

Выпускникам прошлых лет для участия в итоговом сочинении необходимо подать заявление за две недели до проведения итогового сочинения.
Информацию о местах регистрации можно найти на сайтах региональных органов управления образованием.

  1. Как абитуринт может получить 10 баллов за сочинение? Каковы критерии оценки сочинения вузами по 10-балльной шкале?

 Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

→ Документ: 4is.pdf
→ Разделы закрытого банка тем итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/68079...

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма и самостоятельности.

Критерии №1 и №2 являются основными.

Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания Баллы
К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает
на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя над предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает
на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию,
формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст);

выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;

при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними,

и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,

и/или ограничивается простым пересказом произведения,

и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
1
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста,

или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли 2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически
связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не бо лее 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не
более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль не развивается
1
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или
отсутствует тезисно-доказательная часть
0
К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической целостностью, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов, отсутствием неоправданных речевых штампов, канцеляризмов 2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются нарушения стилистической целостности, неоправданные речевые штампы, канцеляризмы, отмечается однообразие грамматического строя речи 1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или
сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, илинеожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля 1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля
0
К6. Речевые нормы
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки 2
Допущено 3–4 речевые ошибки 1
Допущено 5 и более речевых ошибок 0
К7. Орфографические нормы  
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 3
Допущено 2–3 орфографические ошибки 2
Допущено 4–5 орфографических ошибок 1
Допущено более 5 орфографических ошибок 0
К8. Пунктуационные нормы  
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка 3
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки 2
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок 1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок 0
К9. Грамматические нормы  
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка 2
Допущено 2–3 грамматические ошибки 1
Допущено 4 и более грамматических ошибок 0
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
Фактические ошибки отсутствуют 1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20




Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по
десятибалльной системе

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 2

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ( ИЗЛОЖЕНИЕ) 2024 г.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?